Анестезиология

Анестезию как способ сделать так, чтобы больному было не просто не больно, но чтобы он не чувствовал и не видел оперативного вмешательства, впервые ввёл в практику зубной врач Томас Мортон в 1846 году. Надпись на его памятнике в США гласит: «До него хирургия во все времена была агонией».

Но вот парадокс: более полутора века спустя пациенты в большинстве случаев боятся анестезии и её последствий куда больше, чем самой операции. И это притом, что, исходя из данных мировой статистики, анестезия безопаснее поездок в автомобиле. На современном этапе развития медицины частота серьезных анестезиологических осложнений уменьшилась до 0,7 на 100 тысяч анестезий. Основными факторами высокой безопасности анестезии стали: разработка современных средств для наркоза, соблюдение Гарвардского стандарта интраоперационного мониторинга и повышение квалификации врачей-анестезиологов.

В нашей клинике мы работаем современными наркозными аппаратами и используем передовые средства для анестезии.

В клинике соблюдается Российский стандарт интраоперационного мониторинга, включающий регистрацию ЭКГ, измрение артериального давления, плетизмографию с определением степени насыщения гемоглобина кислородом.

Квалификация специалиста, пожалуй, главная гарантия того, что наркоз будет действительно эффективным и безопасным. Поэтому пациенту не стоит стесняться задавать врачу вопросы и наводить о нем справки, в том числе  в Интернете, по отзывам коллег и пациентов.

Консультация анестезиолога

Если Вам запланировали операцию, то очень важно, чтобы врач-анестезиолог оценил состояние Вашего здоровья  и его функциональные особенности.

Чтобы провести консультацию  по индивидуальному подбору анестезии (наркоза), Вы можете заранее встретиться  с врачом-анестезиологом, который ведет прием ежедневно (понедельник - пятница) с 12:00 до 14:00.

Если Вы не смогли заранее побеседовать с врачом-анестезиологом,  он посетит Вас непосредственно в палате после госпитализации.

В беседе с врачом-анестезиологом Вы получите разъяснение относительно вида наркоза, который будет использован в Вашем случае.

Принесите, пожалуйста, с собой на прием медицинские документы, полученные Вами в предыдущие годы жизни, амбулаторную карту, выписки из истории болезни, свидетельствующие о хронических заболеваниях, перенесенных операциях и анестезиях.

Нас также интересует список принимаемых Вами лекарств с указанием дозировки.

После анализа медицинской документации, выяснения объема операции и беседы с Вами врач-анестезиолог определит вместе с Вами наиболее безопасный и благоприятный вид наркоза.

Помимо этого Вы узнаете, какие лекарства Вам необходимо принять накануне вечером перед операцией и утром в день операции. Чтобы снять напряжение перед операцией, в большинстве случаев мы назначаем успокоительное средство.

Общее обезболивание (общая анестезия  или наркоз)

При наркозе в течение всей операции Вы будете находиться в состоянии  сна.

Целями общего обезболивания являются:

• Выключение сознания (сон)
  • Анальгезия (уменьшение болевой чувствительности)
  • Релаксация(расслабление мышц, не является обязательным при каждом наркозе)
  • Выключение вегетативных рефлексов (притупление защитных рефлексов таких, как кашель, глотание)

Вечером, накануне операции Вы должны прекратить прием пищи и  жидкости.

В день операции, при необходимости, Вы получите успокоительное лекарство. Вскоре после этого Вас переведут в операционный зал.

Вам в вену вставят пластиковый катетер и поставят капельницу.

В операционной Вас подключат к контрольным приборам:

• ЭКГ
  • Манжета для измерения артериального давления
  • Прибор для измерения насыщения крови кислородом («прищепка» на пальце)

При помощи этих приборов врач-анестезиолог сможет во время операции постоянно контролировать Ваше кровообращение.

Через катетер Вам в вену введут лекарство, благодаря чему Вы быстро и спокойно уснете. В состоянии глубокого сна через рот Вам вставят дыхательный шланг (интубационную трубку) или поставят ларингеальную маску до области трахеи, чтобы во время всей операции Вы смогли вдыхать достаточное количество воздуха и кислорода.

Препараты для анестезии  продолжают вводить либо вместе с лекарствами через вену, либо с наркозными газами, которые мы добавляем к воздуху для дыхания.

Для введения в вену в нашей клинике применяется пропофол и фентанил, а анестетиком, поступающим в организм ингаляционно,  является севофлюран.

Эти препараты являются наиболее безопасными и современными. Они обеспечивают гарантированное управляемое засыпание больного, поддержание его в состоянии сна в ходе операции.

В конце операции Врач уменьшает подачу лекарств, и Вы начинаете самостоятельно дышать. Как только это произошло, мы извлекаем интубационную трубку или ларингеальную маску, Вы вскоре просыпаетесь и Вас переводят в послеоперационную палату.

Все эти и другие вопросы анестезиолог обсудит с Вами во время консультации.

Местное обезболивание (регионарные блокады) в сочетании с седацией

Многие операции можно проводить под местной инфильтрационной анестезией, без необходимости использования общей анестезии.   В качестве местного анестетика в нашей клинике чаще всего применяется раствор наропина. Из всех местных анестетиков именно этот препарат обладает минимальными побочными эффектами и обеспечивает устранение боли на 4-6 часов после инъекции.

После выполнения местной анестезии по Вашему желанию можно применить седацию.  Эта процедура решает сразу две задачи: пациент не только успокаивается в ходе  манипуляции, но и легче ее переносит. Принципиальная разница этого состояния по сравнению с наркозом состоит в том, что здесь не блокируются базовые рефлексы, пациент все время находится в сознании, медикаментозный сон легко прервать. Более того, больной может общаться с врачом, если это необходимо.

При ряде операций наиболее безопасно для больного  выполнение спинальной или эпидуральной анестезии. Кроме того зачастую применение этих методик позволяет создать наиболее оптимальные условия для работы оперирующего врача

Спинальная анестезия

Спинальная анестезия, как и эпидуральная, является одним из методов анестезии корешков спинного мозга, во время которой исключен непосредственный контакт со спинным мозгом. У взрослого человека нижняя граница спинного мозга проходит на уровне 2-го поясничного позвонка.

Иглу при выполнении спинальной анестезии вводят между 3-им и 4-ым или 4-ым и 5-ым поясничным позвонком

Данный способ анестезии используют во время операций в нижней части живота и на ногах. Пациенту в положении лежа или сидя вводят очень тонкую иглу между двумя отростками позвоночника, которые можно нащупать в области спины. Таким образом, достигают спинномозговой канал, где распологаются корешки спинного мозга.

В спинномозговой канал вводят небольшую дозу местного анестетика, который смешивается в канале с жидкостью, что и приводит к непосредственной анестезии болевых нервных волокон и временной полной блокаде (движение, чувствительность, боль). Уже через несколько минут можно начинать подготовку к операции. В дополнение к такому способу мы часто даем пациенту успокоительное средство, после чего он погружается в «легкую дрему» и не замечает, как проходит операция.

Эпидуральная анестезия

Так называемая эпидуральная (перидуральная) анестезия  наряду со спинальной анестезией  является одним из методов анестезии корешков спинного мозга. В отличие от спинальной анестезии  местный анестетик вводится не в спинномозговой канал, а в перидуральное пространство (пери = вокруг; дура = твердая оболочка спинномозгового канала). Существует также возможность разместить там катетер, через который можно ввести анестезирующее средство разово или провести непрерывную инфузию.

Установка катетера происходит безболезненно, так как выполняется под местной анестезией

Сначала выполняется местное обезболивание кожи и расположенных под ней тканей, а затем через проводник устанавливается катетер.

К катетеру подключают фильтр, чтобы избежать попадания внутрь микроорганизмов. В завершении катетер фиксируют.

Такой метод обычно применяют в сочетании с общей анестезией при проведении серьезных операций брюшной полости. В таких случаях данный метод используется и для послеоперационной обезболивающей терапии.

Обезболивающая терапия

После операции возможно проявление болевых ощущений различной степени выраженности. Интенсивность боли сильно зависит от индивидуального болевого порога. Тем не менее, ни один пациент после операции не должен терпеть сильные боли.

Обезболивающая терапия начинается еще во время операции, когда в конце вмешательства пациент получает болеутоляющие средства, действие которых продолжается еще некоторое время после операции.

В конечном итоге существует множество вариантов продолжить обезболивающую терапию. На сегодняшний день существует несколько классов лекарственных средств, обладающих обезболивающим действием. После операции дежурный врач постоянно посещает пациента, чтобы оценить его состояние и разработать индивидуальную программу лечения боли.

Анестезиологи нашей клиники: Елизарьев Алексей Юрьевич, Меркулов Андрей Иванович

Анестезиолог – лицензированный врач, который подбирает оптимальный способ анестезии и обезболивания в послеоперационный период для планируемой операции и успешно это выполняет. Данный специалист также отвечает за сохранение Ваших жизненных функций – дыхания, сердечной деятельности, кровяного давления – и проводит неотложную коррекцию в критических ситуациях, как в ходе операции, так и в ранний послеоперационный период. Именно этот врач обеспечивает безопасность и комфорт пациента в ходе операции, применяет полноценное обезболивание как в ходе операции, так и в ранний послеоперационный период.